Машины времени

Стоимость старинного автомобиля определяется несколькими факторами. Первые два, редкость и год выпуска, взаимосвязаны. По-настоящему старых машин не так уж много, а если модель была выпущена всего в нескольких экземплярах, найти ее крайне сложно. Но именно такие машины представляют собой особенную коллекционную и материальную ценность. Существует и третий фактор, способный поднять стоимость авто в разы: «Если машина принадлежала известной личности, ее цена существенно возрастает. Но есть один нюанс — Rolls-Royce английской королевы, Horch Геринга или Alfa Romeo Муссолини без нотариально заверенного свидетельства о том, что эти люди были их владельцами, — не более чем просто хорошие олдтаймеры», — говорит менеджер по связям с общественностью «Клуба кабриолетов и родстеров» Иван Баранцев.

Ретромиллионеры

ВАДИМ ЗАДОРОЖНЫЙ, президент Русской гильдии антикваров

Обладатель одной из самых богатых коллекций старинных автомобилей, насчитывающей более 50 ценных экземпляров. При этом стоимость отдельных шедевров может превышать несколько сотен тысяч евро. Например, Horch 951А с кузовом фирмы Erdmann und Rossi из коллекции Вадима Задорожного — один из небольшой серии в 15 автомобилей, выпущенной в 1939 году, — оценивается более чем в полмиллиона евро. Когда-то он принадлежал одному из первых лиц Третьего рейха и крупному промышленнику Герману Шлессеру, и к машине прилагаются документы, подтверждающие этот факт.

Особенно ценные старинные машины — первые или самые знаменитые творения лучших кузовных ателье Европы и США — попадают в коллекции порой самым экзотическим образом. Такой экзотикой в ретропарке Вадима Задорожного является бронированный кабриолет Mercedes-Benz 770K (всего их с 1938 по 1943 год было выпущено 88 штук) — подарок Адольфа Гитлера хорватскому диктатору Анте Павеличу. Остатки машины были найдены в средней Азии. В свое время этот величественный помпезный кабриолет предприимчивые узбеки переделали в грузовичок для перевозки арбузов. К реставраторам попала только рама, переднее сиденье, бамперы, чудом уцелели таблички, по которым удалось идентифицировать машину и ее первого владельца. Когда восстановительные работы закончатся, этот автомобиль станет одним из самых редких ретрокаров, а его стоимость превысит 1 млн евро. К слову, средняя цена современного элитарного Maybach в Москве составляет лишь 600 тыс. евро.

Еще один «Феникс» Вадима Задорожного — один из первых BMW Dixi DA4 — был найден командой реставраторов в глухой деревне: в кузове машины жили свиньи, детали были разбросаны по огороду, а двигатель местные рыбаки использовали в качестве якоря. Сейчас этот экземпляр яблочного цвета стоит в личном музее коллекционера и выглядит точно так же, как и в день, когда он покинул завод. И оценивается примерно в 50 тыс. евро.

Среди других жемчужин в коллекции клуба — Delahaye 135M, принадлежавший легендарному французскому гонщику Рене Дрейфусу (около 300 тыс. евро), и фаэтон Lozier 1913 года с откидным верхом и деревянным остовом колес (около 150 тыс. евро) — один из самых древних автомобилей в мире.

ГРИГОРИЙ БЕРЕЗКИН, президент «Евросевернефти»

Владеет одной из самых больших коллекций отечественных ветеранов. Среди них — ГАЗ М-20 1949 года, ГАЗ-21 1954 года, ГАЗ-12 «ЗИМ» 1954 года. Есть даже ЗИС 110 кабрио 1950 года, по слухам, некогда принадлежавший Никите Хрущеву. Но особую ценность его ретропарку придают довоенные иномарки. Например, Auburn Speedster 1932 года (оценивается примерно в 200 тыс. евро) или Buick 1938 года выпуска, на котором маршал Рыбалко въехал в Прагу (300 тыс. евро).

ЕВГЕНИЙ ЯРОСЛАВСКИЙ, бывший член совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн»

Собрание автомобилей становится особенно ценным, если машины в нем можно объединить по одному или нескольким принципам: маркам, годам выпуска, цветам. В коллекции Евгения Ярославского широко представлен знаковый в истории автомобилестроения США Chevrolet:

Impala 1958 и 1959 годов и Apache — 1959 года. Также в его собрании два автомобиля Cadillac — роскошный Fleetwood 1958 года и классический красный Cadillac-62 1959 года. Длинные представительские автомобили дополнил в этой коллекции Rolls-Royce Silver Cloud III, выпущенный в начале 60-х годов. Средняя цена каждого из этих авто — 100 тыс. евро. Если же продавать всю коллекцию, можно выручить гораздо больше: истинные ценители заплатят за систему, по которой она выстроена.

Владельцы истории. Первый трехколесный автомобиль, запущенный в промышленное производство в конце XIX века, создал Карл Бенц. Поэтому иметь в коллекции Mercedes-Benz значит владеть историей. Послевоенных машин этой марки в России довольно много — одна из них у председателя правления Нацкорпбанка Максима Воронина — он владелец легендарного Mercedes-Benz 2000 GS 1968 года выпуска. Автомобили, выпущенные до 1940 года, встречаются гораздо реже. Один из них — темно-синий Mercedes-Benz 1938 года — в коллекции вице-президента холдинга «Марта» Дмитрия Октябрьского.

Русская классика. «Отечественный автопром не баловал советских людей шедеврами. Сейчас по-настоящему ценятся только представительские машины марок ЗИЛ и ГАЗ — ЗИЛ-111, ЗИС-110, ЗИС-101, ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-12 «ЗИМ» и довоенные модели ГАЗ-А, ГАЗ М-1 и их модификации. Большая часть сохранившихся автомобилей — «Москвичи», «Победы» и «Волги» — не имеют коллекционной ценности. У нас есть кабриолет ЗИЛ-111Д, и это по-настоящему раритетный и ценный экземпляр», — говорит Иван Баранцев из «Клуба кабриолетов и родстеров».

Довоенным ГАЗ АА (1937 год выпуска) обзавелся заместитель управляющего компании «Томскнефть» ВНК по безопасности Олег Никитин. ГАЗ-12 «ЗИМ» 1955 года есть у члена совета директоров НЛМК Владимира Скороходова, а ГАЗ М-20 1954 года стоит в гараже первого вице-президента «Стройтрансгаза» Виталия Черномырдина.

Лавка ценностей. В Москве открыто несколько бюро по продаже олдтаймеров — в их салонах можно выбрать авто на любой вкус или сделать заказ на определенную машину. Один из лучших автомобилей компании Сhromov Collection — крупнейшего продавца ретрокаров в России — красный Mercedes-Benz 300 SL Gullwig 1955 года (в таком цвете было выпущено всего пять штук). «За три года, пока продолжался выпуск этого авто, фирма сделала около 1400 машин. Сейчас в мире их насчитывается не более 300. Он стоит примерно 500 тыс. евро», — говорит гендиректор Chromov Collection Никита Киселев.

Обширная коллекция представлена бюро «Старое время», выставлены машины стоимостью от 20 тыс. до нескольких миллионов евро, есть очень редкие экзотические марки: Excalibur, Lancia, MG, Lagonda. Одна из самых лучших машин в коллекции — Mercedes-Benz 300 SL 1950 года — стоит около 500 тыс. евро.

Продажа ретрокаров в России становится по-настоящему выгодным бизнесом, появились истинные ценители, готовые тратить целые состояния на старинные автомобили и вкладывать немалые суммы в ремонт и техническую поддержку экспонатов в специализированных техцентрах. Вложенные в них деньги — неплохая инвестиция. «Олдтаймеры растут в цене постоянно, примерно до 20% в год. Кроме того, не стоит забывать, что чем старше машина, тем она дороже: купив сейчас автомобиль 40-х годов за сравнительно невысокую цену, через 20 лет вы сможете продать его значительно дороже», — говорит владелец компании «Старое время» Александр Смирнов.

На ретрокарах, как на любом антиквариате, можно зарабатывать деньги: ценный, но не отреставрированный автомобиль можно порой приобрести за символическую сумму. Вложив в его восстановление 150-200 тыс. евро, вы сможете продать его более чем за 0,5 млн евро.

Олдтаймеры — радость любителей экзотики. Однако держаться в современном автомобильном потоке им непросто. Любителям поездить на красивых редких авто предлагается альтернативный вариант. Репликары стоят в среднем в два-три раза дешевле олдтаймеров, а выглядят ничуть не хуже. Конечно, участвовать в выставках и ралли на таких машинах нельзя, да и в качестве инвестиции они не годятся — не растут в цене, но дорогой эксклюзивной игрушкой быть вполне могут.

Журнал «Финанс.» № 24 (114) 27 июня — 3 июля 2005 — Автофинансы
Инга Коростылева

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.