Что делать с экономикой России? Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003)

Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты РФ

Эффективный бюджет является условием динамичного развития экономики. За последние годы удалось решить ряд сложных системных проблем, с которыми мы сталкивались в начале переходного периода. Бюджет перестал быть источником постоянной макроэкономической нестабильности, бюджетные обязательства государства в целом исполняются, благодаря работе казначейства наладился учет доходов и расходов бюджета. Конечно, еще больше нерешенных проблем, которые концентрируются в сферах бюджетного законодательства, технологий бюджетирования, бюджетного учета и контроля.

Опыт многих стран показывает, что о бюджетных реформах вспоминают лишь в периоды кризисов, когда срываются общенациональные социально-экономические программы, когда инфляция и государственные долги начинают душить экономику. Я уверен, что нам нужно действовать с упреждением, используя то относительно благополучное положение, в котором российский бюджет находится сейчас. Без модернизации управления бюджетом невозможно полноценно провести административную реформу, реформы жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, снизить налоговую нагрузку на экономику.

Счетная палата, исходя из накопленного опыта контрольно-ревизионной деятельности, разделяет мнение о необходимости кардинальной модернизации процедур управления бюджетным процессом. При определении направлений нужно использовать весь отечественный и зарубежный опыт, который был накоплен на протяжении последних десятилетий, причем не только в общественном секторе, но и в бизнесе.

Владимир ГЕРМАНЕНКО, зампредседателя комитета Совета Федерации по бюджету, представитель администрации Алтайского края

В Совете Федерации есть такая традиция — прежде чем правительство внесет бюджет в Думу, мы стараемся определить параметры и направления бюджетного процесса на текущий год. Мы — представители регионов — стараемся, чтобы были учтены интересы Российской Федерации. Когда учтены интересы регионов, тогда и в России все в порядке. В этом году начиная с января мы уже начали работу над бюджетом 2004 года. Собрали все предложения и провели в Алтайском крае специальное выездное совещание комитета Совета Федерации по бюджету, на которое были приглашены представители нашего Сибирского федерального округа. Правительство, конечно, вольно учитывать или не учитывать наши предложения, но мы прежде всего хотим, чтобы сохранился паритет при распределении ресурсов между федеральным и региональными бюджетами. Считаем, что 14% всех доходов (кроме таможенных сборов) должно направляться в Фонд поддержки субъектов Федерации — так, как это и было раньше. Правительство хочет отменить налог с продаж и на 2% снизить налог на добавленную стоимость, осуществить другие налоговые послабления. В этой ситуации, конечно, надо думать о том, чтобы искать дополнительные источники доходов. Поэтому мы предлагаем, чтобы правительство рассмотрело возможность введения рентных платежей, вопрос об использовании иных дополнительных ресурсов.

Михаил ПОГОСЯН, генеральный директор АВПК «Сухой», член-корреспондент РАН

Продажа авиатехники составляет 60% всего отечественного оружейного экспорта, и без создания истребителя пятого поколения уже к концу десятилетия России нечего будет экспортировать. Новый самолет необходим России и для поддержания боеспособности своих военно-воздушных сил. Поэтому создание истребителя пятого поколения объявлено правительством национальным приоритетом и важнейшей частью программы вооружений до 2010 года. Но в то время как в США самолеты пятого поколения уже поставляются в ВВС, российские машины являются лишь экспериментальными образцами, на которых отрабатываются отдельные элементы нового истребителя. В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке авиационной техники наша страна без нового самолета рискует лишиться заказов традиционных клиентов на миллиарды долларов.

В прошлом году из общего объема российского экспорта вооружений и военной техники в $4,8 млрд на самолеты марки «Су» пришлось свыше $1,6 млрд, или треть всех поставок. Я считаю, что должно быть несколько составных частей финансирования и нельзя говорить о том, что только за счет какого-то одного источника может быть решена такая масштабная задача.

Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) — Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.