Площадка для привата

У оператора связи Teleset Networks большие амбиции. Компания с полугодовым оборотом всего в $10 млн успешно конкурирует с казанским монополистом «Таттелеком» и собирается расширить бизнес за пределы Татарстана, строя планы даже на Москву. В конце 2006 года Teleset Networks решила привлечь финансирование под экспансию на фондовом рынке и вышла на площадку Aim Лондонской фондовой биржи (LSE). При этом она продала в рамках IPO менее 1% от уставного капитала. Почему же акционеры довольны, а брокер называет выход компании на биржу «идеальной историей для Aim»?

Нашли, что искали. Зарегистрированная на Кипре Teleset Networks была создана весной 2006 года специально для выхода на фондовую биржу. В процессе реструктуризации кипрский холдинг (ему принадлежат московские компании «Стелком» и Time-Online, а также новороссийский интернет-провайдер «Формула Плюс») передал ей доли в ООО «Телесет». Иностранные инвесторы больше доверяют компаниям, зарегистрированным в европейских юрисдикциях.

Появившийся в 1997 году холдинг Teledev East (30,4% акций – Manglis Group, 23,2% – Francoudi&Stephanou) пришел в Казань в начале 1998 года в поиске перспективного телекоммуникационного проекта. Его привлек трехлетний безналоговый период, который правительство Татарстана обещало компаниям, вкладывающим деньги в экономику республики. Teledev East обнаружил небольшую, но обладающую нужными лицензиями фирму «Телесет». Ее учредители искали стратегического инвестора или покупателя всего бизнеса. Стороны договорились о сделке, в результате которой Teledev East получил 75% долей в ООО «Телесет» за $1,5 млн. Позже холдинг стал собственником 100% казанского оператора.

Компания без особых проблем пережила августовский дефолт. До кризиса Teledev East успел инвестировать в развитие «Телесета» $12,5 млн, из которых $11 млн пошли на закупку оборудования. Средства оформлялись как внутренние займы. Однако кризис заставил частично пересмотреть бизнес-план. «Телесет» скорректировал финансовые показатели и увеличил срок окупаемости проекта. Расчеты стали вестись в рублях, а не в долларах, как раньше. Одновременно было принято решение о переходе на МСФО. Это потребовалось для оценки реального финансового положения в условиях гиперинфляции, а также его описания в доступной для акционеров форме. «В кипрском офисе не поняли бы российские стандарты, – поясняет главный управляющий Teleset Networks Яннис Деметриу. – Да и займы за границей лишь с отчетностью по РСБУ мы бы не смогли получить».

Татарские новаторы. Яннис Деметриу возглавил компанию в 2000 году. До этого работал в ней финансовым директором под началом Филиппоса Ватилиотиса – опытного менеджера, ради нового проекта покинувшего пост гендиректора в CYTA, кипрском монополисте в области фиксированной телефонной связи.

С начала деятельности в России киприоты настраивались на создание честного, в соответствии с западными стандартами, бизнеса – редкость для небольших провинциальных компаний конца 90-х. Топ-менеджеры стремились к тому, чтобы «Телесет» не только выжил в экономическом хаосе, но и заработал деньги для акционеров. В результате компания стала чуть ли не первой в Казани, начавшей вести отчетность по МСФО. Чтобы отвечать возможным требованиям инвесторов, в «Телесете» принялись выстраивать систему корпоративного управления согласно лучшим европейским практикам. «Компания была территориально оторвана от головного офиса, – объясняет гендиректор ООО «Телесет» Роман Шайхутдинов. – Система управления создавалась в целях достижения четкости в действиях менеджмента. Например, у членов совета директоров холдинговой компании всегда есть доступ к отчетности по МСФО, соответственно, они могут осуществлять контрольные функции. Менеджеры на местах внедряли стандарты бюджетирования, тендеров, ведения отчетности».

Со временем казанская компания пришла к горизонтальной системе управления: 10 подразделений-департаментов (технический, продаж и маркетинга, финансовый, административный, IT), включавшие в себя разные отделы. Весной 2002 года для повышения эффективности управления «Телесет» внедрила комплексную информационную систему «Парус». Она так хорошо зарекомендовала себя, что впоследствии Teledev East стал применять ее и в других российских «дочках».

Нужны деньги. К началу 2006 года Teledev East инвестировала в «Телесет» $23 млн. Средства пошли на приобретение оборудования, строительство 26 цифровых АТС и прокладку более 100 км оптоволоконных линий. Так Teledev East стремилась ослабить зависимость «Телесета» от «Таттелекома», владеющего практически всей сетевой инфраструктурой города. Яннис Деметриу с гордостью отмечает, что «Телесет» обошел всех своих конкурентов, начав первым в республике продвигать услуги ISDN (телефонная связь в «цифре») и технологию xDSL (передача интернет-трафика по телефонному кабелю).

В результате к концу 2005 года «Телесету» удалось занять 19% рынка фиксированной телефонной связи города и 23% интернет-услуг. К тому моменту альтернативный оператор уже обслуживал таких крупных корпоративных клиентов, как республиканские отделения Федеральной налоговой службы и Сбербанка, банк «Ак Барс», компанию «Казаньоргсинтез», ритейлера Metro.

Однако перспективный рынок Татарстана все сильнее манил федеральных игроков с несравненно большими финансовыми возможностями, чем у «Телесета». Местные компании также не стояли на месте. В Teledev East поняли, что казанский оператор уже не в состоянии развиваться исключительно органическим путем – за счет средств акционеров и реинвестирования прибыли (первую прибыль компания получила в 2001 году). Форсировать рост возможно за счет покупки других операторов, но для этого требовались немалые дополнительные средства.

Эмитент казанский. Teledev East отказался от идеи увеличения долгового портфеля. Акционеры хотели получить оценку рыночной стоимости «Телесета». Мысль о продаже стратегическому инвестору также отвергли. «”Стратега” ты привлекаешь один раз, дальше – тупик, – размышляет Роман Шайхутдинов. – Такого тупика нет у публичных компаний. Чем больше она растет и чем выше ее оценивает рынок, тем больше денег в собственный капитал она может получать на дальнейшее развитие». К тому же публичной компании легче удерживать внимание инвесторов. Такой статус гарантирует определенную ликвидность акций и уровень менеджмента, считает Яннис Деметриу.

Менеджмент и акционеры видели для «Телесета» один путь – на биржу, где компания могла бы регулярно размещать дополнительные выпуски акций. Для небольшого казанского оператора подходила лондонская Aim при LSE. Запущенная в 1995 году площадка предназначена для развивающихся компаний с небольшой рыночной стоимостью, которой не хватает для эффективного использования основной площадки LSE – Main Market. Да и требования на Aim к компаниям проще, а выход обходится дешевле. По оценке Янниса Деметриу, Teleset Networks потратила на IPO $1,2 млн.

Для продажи акций на Aim необходимы организаторы размещения – брокер и номад (nominated advisor). В апреле 2006 года Teleset Networks назначила Metropol (UK) Ltd, лондонское подразделение ИФК «Метрополь», своим брокером с дополнительной функцией pre-IPO adviser – помощника в подготовке к IPO. Поиски номада проходили в соответствии с рекомендациями Metropol. Брокер представил short-list из трех компаний, из числа которых был выбран Blue Oar Securities Plc. «Этот номад предложил наилучшую комбинацию цены за услуги, заинтересованности и персональной совместимости с командой остальных эдвайзеров», – объясняет выбор Александр Селегенев, управляющий директор корпоративных финансов и руководитель направления по размещению акций на рынках капитала Metropol (UK) Ltd.

Рядом с биржей. «Телесет» с самого начала вел бизнес в соответствии с западными стандартами. Поэтому акционерам не пришлось существенно адаптировать эмитента к требованиям Aim. Отчетность по МСФО с 1999 года, прозрачная и надежная структура корпоративного управления, профессиональный менеджмент добавляли компании очки. Наконец, «Телесет» стал готовиться к выходу на биржу, обладая неплохими финансовыми показателями. Аналитик БД «Открытие» Кирилл Тищенко отмечает, что на конец 2005 года рентабельность по чистой прибыли у компании была лучше, чем у одного из крупнейших российских игроков рынка Golden Telecom: 25% против 11%.

Номад совместно с брокером, финансовым аудитором UHY Hacker Young и другими консультантами провел due diligence Teleset Networks, исследовав финансовое состояние, правовую экспертизу, уровень корпоративного управления, и дал оценку стоимости. По правилам Aim результаты этой работы излагаются в финальной версии Admission Document («Документ о допуске к торговле на Aim»). На его основании компании позволяют провести листинг. Документ был готов в конце сентября, но Teleset Networks не торопилась с IPO. Акционеры и менеджмент понимали: хоть Teleset Networks обладает неплохим потенциалом, ввиду небольшой капитализации на момент размещения ($37,4 млн), невозможно будет обеспечить достаточный free-float и одновременно получить высокую оценку. Брокер рекомендовал размещать акции по 18 пенсов ($0,37).

Поэтому было решено проводить только технический листинг. Компания получила тикер TNW, а 12 октября 2006 года ее акции были включены в котировальные списки Aim. Однако брокерам, устанавливающим цены на акции компании – market makers, Teleset Networks продала очень небольшое количество акций. Всего менее 1% от уставного капитала – количество достаточное лишь для получения котировок и поддержки статуса публичной компании. Одновременно Teleset Networks вместе с Metropol разработали стратегию продажи акций. «Мы решили, что будем наращивать стоимость и ликвидность постепенно: в каждом раунде выпуска новых акций расширяем круг инвесторов, привлекая «свежих» игроков, – говорит Александр Селегенев. – Если же формируется спрос от нескольких не слишком крупных (и поэтому очень важных для повышения ликвидности) инвесторов, то для них организуем one-off private placements – разовые частные размещения».

Интерес к компании был подогрет во время road-show в России и Великобритании, а также через публикации в европейской прессе. Metropol в начале торгов в сентябре 2006 года, а затем в июле 2007-го продал мелким инвесторам акции Teleset Networks на сумму в $300 тыс. Важно то, что брокеру и компании удалось заинтересовать серьезных портфельных инвесторов, на которых и рассчитывали акционеры при выводе компанию на биржу.

Работа на публику. Эмитент и брокер постарались выжать максимум из публичности компании, переориентировавшись на инструмент one-off private placements. «Проведение полноценного IPO – не всегда самый лучший выход для небольших компаний», – говорит Александр Селегенев. Стратегия привлечения средств с биржи, предложенная Metropol, полностью себя оправдала. В марте 2007 года 19,19% акций Teleset Networks за $10 млн (по $0,41 за акцию) приобрел международный фонд прямых инвестиций Templeton Emerging Markets Fund II.

«С предложением о покупке пакета акций из допэмиссии Teleset Networks к нам обратился брокер Metropol, – рассказывает представитель фонда Юрий Машинцев, вошедший в качестве независимого директора в совет директоров Teleset Networks. – Изучив финансовое состояние компании, мы были просто поражены, насколько она недооценена рынком. У Teleset Networks феноменальная динамика прибыли, прекрасная финансовая дисциплина, компетентный менеджмент и высокое качество исполнения процессов».

В июне по схеме частного размещения еще 4,61% акций допэмиссии приобрел Black Sea Trade and Development Bank – за $3 млн ($0,48 за акцию). Этот банк был знаком с бизнесом «Телесета», кредитуя его с 2005 года. Затем в августе Deutsche Bank купил 2,53% акций за $1,7 млн ($0,49 за акцию).

Кирилл Тищенко из БД «Открытие» отмечает, что по итогам 2006 года Teleset Nertworks продолжал опережать Golden Telecom по чистой рентабельности (21% против 10%) и темпам роста выручки – 43% против 28% соответственно. За год торгов капитализация Teleset Networks увеличилась почти вдвое – до $69 млн. Посредством нескольких частных размещений Teleset Networks смогла привлечь более $15 млн.

Александр Селегенев отмечает, что за 6 лет его работы брокером на Aim, ни одна компания не проводила такого количества успешных частных размещений за столь короткий период. «Aim – эффективный инструмент привлечения инвестиций, – говорит он. – Теперь Teleset Networks нужно немного времени, чтобы количество институциональных портфельных и частных инвесторов составило критическую массу, необходимую для достижения реальной ликвидности ее акций. На мой взгляд, эта компания – идеальная история для Aim».

Пошли в рост. Компания активно инвестирует привлеченные средства. Менеджеры Teleset Networks заняты реструктуризацией кредитов, полученных под приобретение казанского оператора ОАО «ТНПКО». Teleset Networks купил его в ноябре 2006 года за $17 млн, получив таким образом 34 тыс. новых абонентов. $9,8 млн на сделку предоставил российский банк. Бывший конкурент уже полностью интегрирован с Teleset Networks.

За последние полгода «Телесет» практически удвоил количество подключенных пользователей широкополосного доступа по технологии xDSL в Казани. По словам Романа Шайхутдинова, на данный момент доход от этих услуг – основной драйвер роста выручки компании. И если два года назад их доля в выручке составляла примерно 15%, то теперь – почти треть. Летом у «Телесет» появилось новое направление бизнеса – кабельное телевидение. Носителем сигнала стало оптоволокно по технологии FTTH. Направление обещает быть высокодоходным: по данным агентства iKS Consulting, доходы от кабельного телевидения в России растут ежегодно более чем на 40%.

Менеджеры не обсуждают ранее анонсированную акционерами экспансию компании. «Нет сомнений, что Teleset Networks будет расширяться дальше, – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Евгений Голосной. – Логично, если компания пойдет в соседнюю Башкирию. Но не думаю, что она сможет занять серьезные позиции в Москве, даже с учетом поддержки акционеров. «Телесет» – небольшой локальный игрок».

Журнал «Финанс.» №38 (224) 8 октября — 14 октября 2007 — Практикум
Ольга Шевель

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.