Вне закона

Клиент с потенциалом. Во многих развитых странах существует четкое разделение понятия «аренда». Она делится на оперативную и финансовую. В России такая классификация на законодательном уровне отсутствует — ранее термин «оперативный лизинг» упоминался в законе о лизинге, но потом был исключен из него, и сейчас его нигде нет: есть лишь определения «долгосрочная аренда» и «финансовый лизинг».

В отсутствие законодательной базы под ОЛ понимается долгосрочная аренда на 2-7 лет. Во многих отраслях ОЛ выгоднее и удобнее чем финансовая аренда — все зависит от нужд лизингополучателя. Для клиента ОЛ обходится дороже, но при получении оборудования и техники требования не столь жесткие. Однако есть и свои минусы — например, отсутствие права собственности на имущество по окончании срока договора и невозможность пользоваться ускоренной амортизацией, которая при финансовом лизинге позволяет предприятию уменьшить налог на имущество примерно в три раза.

Эксперты считают, что ОЛ является более поздним и зрелым этапом развития лизинга. Именно на этой ступени компании по-настоящему идут на риск. Это объясняется определенными сложностями при оценке стоимости оборудования и при его дальнейшей продаже или сдаче в аренду. Перепродать бывшую в употреблении технику очень трудно. Если после одного года эксплуатации оборудование еще можно восстановить, то после трех лет его стоимость значительно снижается. Как только с техники сняли упаковку, ее стоимость падает на 20%, а за первые три месяца использования — на 30%. Поэтому переход к ОЛ предполагает появление вторичного рынка объектов лизинга, ведь вернувшиеся в компанию объекты надо перепродать. Участники рынка вынуждены активнее исследовать рынок, использовать более сложные методы в маркетинге, тщательнее планировать денежные потоки. Таким образом, уровень управления лизинговой фирмой поднимается на более высокую ступень.

Этот этап развития преодолело большинство западных стран, Россия же пока знакома только с финансовой арендой — сделки с ОЛ носят единичный характер. В основном они заключаются «дочками» крупных иностранных лизинговых компаний или производителей автомобилей.

Длинная аренда. Компании-лидеры заинтересованы в наиболее современном оборудовании. Поэтому даже повышенные затраты на постоянное обновление основных фондов окупаются, так как эти затраты закладываются в цену продукции. Наиболее ярко подобный опыт выражен в Германии, где, к примеру, у транспортников практически весь автопарк находится в оперативном лизинге — там он называется договором частичной амортизации. В рамках него поставляется некое оборудование, которое через 3-4 года лизингодатель обязуется заменить на более современное. Возвращенная от первого лизингополучателя техника передается следующему клиенту — компании с более низким технологическим уровнем или выполняющей разовый контракт, не требующий долговременного пользования техникой. Таким образом, организации, озабоченные возвратом вложенных средств и получением прибыли, заинтересованы в передачи имущества от клиента к клиенту.

Чтобы создать подобный механизм, необходимо приобретать инновационное оборудование с невысокой степенью износа и морального старения. Однако ОЛ подержанного оборудования не очень перспективен, так как перебои в его работе ставят под угрозу поступление лизинговых платежей от клиента. Кроме того, если в случае с финансовой арендой поломка оборудования — проблема лизингополучателя, то при использовании ОЛ эти риски несет лизинговая компания. Она отвечает за установку оборудования, его монтаж, логистическое и техобслуживание. Кроме того, возникает дополнительная задача — уменьшить длительность периодов, когда оборудование уже «ушло» от первого клиента, а следующий в аренду его еще не взял, и техника простаивает на складе и не приносит прибыли. Эта ситуация приводит к дополнительным затратам на хранение неиспользуемых объектов, а так же на мониторинг и экспертизу рынка для нахождения нового арендатора. При финансовой аренде эти проблемы разом отпадают — имущество находится до окончании договора у клиента, который несет ответственность за его обслуживание и эксплуатацию, так как по окончанию действия договора именно это оборудование и получает в собственность.

С другой стороны, оперативный лизинг позволит компаниям, которые изъяли свое имущество у недобросовестных клиентов, решить серьезную проблему — куда его дальше девать. Повторно передать в финансовый лизинг нельзя по закону. Остается только продажа, что может быть неэффективно. А ОЛ позволяет сдать это имущество в аренду еще раз, причем на достаточно выгодных условиях.

С точки зрения клиента, оперативный лизинг, не смотря на высокую стоимость по сравнению с финансовой арендой, во многих случаях может быть более выгоден. В самом деле, у клиента отпадает потребность в техническом обслуживании и регистрации объектов сделки, а потом появляется возможность заменить старое имущество на новое без внесения авансового платежа. Лизингополучатель может более часто обновлять свои основные фонды, а платить при этом меньше, чем при выкупе оборудования через финансовый лизинг, так как будет погашать лишь часть стоимости переданного имущества. Однако при расчете общей суммы лизинговых платежей возникает значительное удорожание техники, ведь в платежи включаются расходы на страховку, регистрацию, техническое обслуживание и другие услуги. Поэтому подобный сервис, связанный с частой заменой оборудования, недоступен большинству предприятий, находящихся в кризисном финансовом положении.

Оперативное авто. Как отмечают эксперты, на российском рынке наблюдается спрос на подержанное импортное оборудование и автотранспорт. Многие компании попытаются создать каналы сбыта оборудования, бывшего в употреблении. Высоким потенциалом обладает ОЛ дорогостоящего оборудования, а также автотранспорта, так как лизингополучатель может переложить основную часть административно-хозяйственных вопросов на лизингодателя.

Компания берет на себя такие вопросы, как регистрация машины и прохождение техосмотра, заключение договоров об обслуживании с сервисными станциями, предоставление подменных автомобилей на время технического обслуживания и ремонта и, наконец, продажа машины по окончании договора. Таким образом, лизингополучателю нет необходимости создавать собственную транспортную службу, которая будет работать с парком корпоративных автомобилей, а нужно только выбрать машины, заключить договор и своевременно уплачивать лизинговые платежи. Недостатком в данном случае может являться только высокая стоимость услуг лизингодателя, обусловленная тем, что он до минимума снизит выкупную стоимость автомобиля, чтобы его быстрее реализовать.

По мнению специалистов, прежде всего ОЛ предназначен именно для обслуживания автопарков или по крайней мере группы из нескольких автомобилей. Тогда как финансовая аренда ближе к частным лицам либо к компаниям, которые заинтересованы именно в инвестировании средств через лизинг, и им удобно таким способом приобретать автомобили в собственность. С другой стороны, эксперты прогнозируют в будущем году рост рынка подержанных автомобилей и бывшей в употреблении техники. Что в свою очередь говорит в пользу развития именно оперативного лизинга.

i

ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ — передача в пользование имущества многоразового использования на короткий или средний срок. Он не превышает амортизационного периода, то есть срока службы имущества. По окончании контракта оборудование может стать объектом новой лизинговой сделки, возвращается арендодателю или приобретается лизингополучателем при наличии соглашения на покупку по рыночной стоимости.

Где искать определение

Как рассказал «Ф.» начальник отдела лизинга автотранспорта компании «Балтийский лизинг» Михаил Королев, согласно американским источникам, оперативный (сервисный) лизинг — service, operating leases — представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Заключается он, как правило, на 2-5 лет. В Международном стандарте бухучета № 17 используется следующее определение. Финансовый лизинг — это сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владением имуществом, переносятся лизингодателем на лизингополучателя. Право собственности на имущество может в конце договора передаваться лизингополучателю. Оперативным же признается лизинг, отличный от финансового.

Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 — Лизинг
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.