Законы всеобщего торжества

Корпоративные праздники помогают налаживать отношения между сотрудниками компании. В самом деле ближе познакомившись и даже подружившись, люди начнут помогать друг другу, сто раз подумают, прежде чем сменить место службы, осознают собственную причастность к общему делу, и, возможно, все это поможет организации работать эффективнее.

Впрочем, во многих компаниях ежегодные праздничные торжества по тому или иному поводу любимы и ожидаемы, причем собравшихся (включая начальство) уже мало волнует истинная цель проведения мероприятия. Это значит, что предыдущие попытки team-building (командообразования) удались — люди способны друг с другом веселиться и работают вместе с удовольствием.

Характеристики отдыхающих. Размах корпоративного мероприятия должен соответствовать статусу компании — это правило непререкаемое. Жадничать в подобных случаях опасно: сотрудники могут обидеться и в следующий раз совсем не прийти. Коллективная мысль «на нас экономят» вовсе не так безобидна, как может кому-то показаться — она очень сильно снижает лояльность работников к начальству и компании в целом. Подвернется случай, и люди не задумываясь отправятся трудиться на конкурента: как известно, дьявол кроется в мелочах.

«Единственное исключение — договоренность между руководством и работниками, — говорит генеральный директор одного из московских праздничных агентств. — Если зарплаты не очень велики, а бонусы по результатам года не предусмотрены, многие предпочитают получить свою «корпоративную вечеринку» в сухом остатке — деньгами. Повеселятся как-нибудь в другой раз, если придет охота». Такая договоренность достигается путем опроса (если компания большая, в электронном виде). В случае равномерного разделения голосов не стоит устраивать праздник лишь для части сотрудников.

Готовясь к организации вечеринки самостоятельно или обращаясь в агентство по организации праздников, заранее подготовьте ответы на несколько ключевых вопросов. Во-первых, определите примерное количество приглашенных. «Это важно, потому что принципы организации праздника для большого коллектива и для маленького совершенно разные, — рассказывает старший менеджер студии праздников «5 авеню» Анна Варганова. — Если на мероприятии народу немного, можно устроить тематическую программу с конкурсами, розыгрышами, вовлекая всех присутствующих. Когда народу много — больше 200 человек, лучше подойдет сцена с ведущим и артистами. Возраст в последнее время не так уж важен — программы универсальны, они подходят всем — от 20 до 60 лет». Во-вторых, важно количественное соотношение мужчин и женщин на празднике — отталкиваясь от него, менеджер будет разрабатывать концепцию программы. Скажем, в чисто женском коллективе танец обнаженной красотки не всегда вызывает повышенный интерес. В-третьих, будьте готовы обозначить для себя (или агента) пункты внутреннего протокола: что на вашем празднике делать категорически нельзя. Например, заставлять гендиректора пить на брудершафт с лучшим сотрудником (субординацию никто не отменял), слагать частушки о компании с элементами ненормативной лексики, проводить игру «кто громче хрюкнет» (актуально в наступающем году) или просить собравшихся задорно позвать Дедушку Мороза с внучкой. «Очень важно, чем занимается компания, каков профиль ее деятельности — от этого зависят ментальность сотрудников и особенности восприятия ими праздника», — поясняет директор компании специальных событий «Оле-Лукойе» Александра Бровкина.

Чашка лучше блокнота. Специалисты индустрии праздников жалуются: клиенты делают заказ, не имея ни малейшего представления о том, какой продукт они хотят получить. «Более того, часто не оговаривается даже бюджет, — сетует владелец одного из агентств. — Клиенты боятся, что мы просто-напросто подгоним смету под заданные параметры, проще говоря, ограбим. А без предварительной информации такого рода очень трудно работать. Мы придумаем отличную идею, разработаем ее, напишем грандиозный сценарий, а заказчик в итоге откажется — не хватит денег». Разумеется, агентства работают за комиссионные и им выгодно сделать большой праздник. Но все же имеет смысл определить хотя бы примерно бюджет вечеринки: никто не помешает вам пристально следить за всей платежной документацией. Можно даже нанять независимого эксперта, который будет наблюдать за деятельностью агентства: ему можно заплатить стандартную заранее оговоренную сумму (обычно она не превышает 50% изначально заданного бюджета праздника).

«Еще одна проблема — нерешительность клиентов, — добавляет другой профессионал в области проведения развлекательных мероприятий. — Мы предлагаем клиентам что-то действительно интересное, необычное, яркое, а они крутят пальцем у виска, делают большие глаза и требуют салата оливье. Не все, конечно, но пока таких очень много». А экспериментировать, между прочим, полезно: не зря агенты задают вопрос: как вы проводили праздник раньше? Повторений быть не должно — если в прошлом году начальник отдела кадров наряжался Винни-Пухом, а все остальные — пчелами, то в этом придется придумать другие наряды, а лучше вообще обойтись без маскарадной части: все приедается. Остановите свой выбор, например, на грандиозном торжественном фуршете, если гостей не очень много, или большом балу. «Нам всегда хочется сделать что-то необыкновенное, создать таинственную, даже инопланетную, атмосферу на празднике, — рассказывает Александра Бровкина. — Актуальна будет, например, идея какого-нибудь сказочного зимнего шоу: цветы во льду, загадочное сияние огней, кружащиеся хлопья снега, мулаты, выносящие паланкин с роскошной смуглянкой в одежде из фольги — такого еще не было. Готика или рококо, другие миры, иные планеты — вот что сейчас действительно интересно, зрелищно».

Важно правильно выбрать место мероприятия: если руководство компании решительно не знает, какова будет тематика вечеринки, то лучше доверить это профессионалам. Они найдут нужное здание, отвечающее всем требованиям, соответствующим образом его оформят. В крупных мегаполисах существует большая проблема с парковкой, поэтому целесообразно ограничить количество сотрудников, приезжающих на личном транспорте — подайте автобусы к метро или офису. Все равно найдутся непьющие, желающие прибыть на собственном автомобиле — имеет смысл заранее посчитать их и заказать места.

Выступления артистов оживляют праздник, однако помните: никому неизвестные группы могут произвести не самое лучшее впечатление, снова возникнет мысль «у нас все не как у людей», а ее непременно нужно избежать. Если нет возможности пригласить популярных музыкантов, лучше ограничиться каким-нибудь шоу — фокусами, пиротехническими программами, катанием на тройках или собачьих упряжках.Отдельно следует подумать о подарках: если непременно хочется вручить сотрудникам «сувенирку» с символикой компании, то пусть она будет какая-нибудь необычная — еженедельники наверняка подарят клиенты. Покажите своим подопечным, что вы заботитесь о них больше: лучше чашка или галстук, чем блокнот и календарь.

Праздничный паззл. Вечеринка с большим (и даже не очень) количеством гостей — мероприятие громоздкое. Запустить его не так-то просто: необходимо организовать доставку, правильно всех рассадить, заказать и вовремя подать блюда и напитки (да так, чтобы всем хватило), придумать и реализовать (неизвестно еще, что сложнее) программу развлечений, удерживать внимание публики несколько часов и в завершение всего отвезти гостей хотя бы к метро. Громадный объем работ — за месяц можно не управиться. «Поэтому все чаще крупные компании и банки заказывают весь пакет услуг: от музыки до приглашений и кондитерских изделий, — говорит Анна Варганова. — Когда все сконцентрировано в руках одного человека, результат лучше».

Однако очень часто руководство сталкивается с первой проблемой еще до начала организации праздника. Сотрудники идти не хотят. Это типично для новых компаний, а также для организаций со слабым кадровым менеджментом, где часто меняются служащие. Привлечь гостей на мероприятие можно, разослав им письмо с подробной программой праздника. Хорошо, если рассылка будет именной — люди всегда охотнее откликаются на обращение к ним по имени. Совсем не помешает и резолюция руководителя в конце приглашения: сотрудник почувствует свою важность и придет, ощущая себя желанным гостем.

Лучшее время для проведения мероприятия — конец недели. Если речь идет о новогодней вечеринке, то имеет смысл завершить ею рабочий год: предвкушающие отдых и семейные торжества сотрудники будут веселиться от души. Большая ошибка устраивать праздник за 2-3 недели до «каникул» — не получится ни приятного отдыха на вечеринке, ни качественной работы после нее.

Официальная часть мероприятия, если она вообще есть, обычно открывает вечер. Имейте в виду: пока люди рассаживаются и устраиваются, здороваются и обмениваются комплиментами по поводу внешнего вида друг друга, никто не станет вас слушать, так что самое главное скажите в конце речи. Не затягивайте с итогами года и пафосными поздравлениями: сотрудники все-таки пришли веселиться. Если действительно необходимо вызвать радость по поводу достижений компании, лучше сделать это с помощью театрализованного представления, посвященного ее истории. Кстати, обдумывая вместе с агентом концепцию мероприятия, обратите внимание на дресс-код и не забудьте сообщить о нем всем приглашенным.

НЮАНСЫ

Фуршет-банкет

Формат мероприятия способен определить все: от затрат на проведение до дресс-кода.

Считается, что банкет — лучшая форма праздника для компаний, где много сотрудников примерно одного уровня (высокое начальство в этом случае за стол не садится — только поздравляет всех в начале). Большие столы способны занять много места, так что вполне уместен будет концерт на сцене, без танцев в зале. Одежда на мероприятиях такого рода, как правило, коктейльная (нарядно-демократичная) . Фуршет может быть торжественным, но коротким: когда приглашенные соберутся, выпьют по паре бокалов и отправятся в отдельный зал на развлекательную часть мероприятия. Допустима и «молодежная» форма, когда столы накрыты непосредственно в зале, где пройдет увеселительная часть. В этом случае костюмы гостей зависят от темы мероприятия.

Песни на заказ

Приглашение известного исполнителя сразу повышает статус мероприятия.

Прайс-лист расширяется с каждым годом: благо нехватки в различных «Фабриках звезд» в России нет. Свежеиспеченную «звезду» пригласить можно за $5-7 тыс. Те, кто уже «раскрутился», просят за свое выступление от $10 тыс.

Исполнители, находящиеся на олимпе славы, стоят значительно дороже. В $30 тыс. обойдется вам Верка Сердючка, уже второй год пользующаяся невероятной популярностью, а также Дима Билан (год назад он стоил в два раза дешевле). Желающие собственными глазами лицезреть спорный дуэт Максима Галкина и Аллы Пугачевой заплатят по $50 тыс. каждому.

Значительно дешевле обходятся «звезды» вчерашнего дня: концерт «Веселых ребят», Сергея Минаева, Анки-Пулеметчицы обойдется максимум в $1 тыс.

Диапазон цен огромен, но в большинстве случаев вы получите всего 40-45 минут выступления — это не считая горячих поздравлений.

Полезное действие корпоративной вечеринки

Демонстрация заботы начальства о коллективе и его будущемСплочение трудящихсяВнушение уважения к компании, гордости за нееПовышение лояльности сотрудниковСнятие напряжения, возникшего между работникамиОсознание сопричастности к общему делуОбретение уверенности в стабильности организации

ВАРИАНТЫ

Веселье на заданную тему

Каким бы шикарным ни был банкет, многим он может показаться скучным.

Грандиозный фуршет из года в год тоже надоест. Объединить веселящихся сотрудников поможет тематическая вечеринка. В последнее время, например, очень модно проводить корпоративные праздники в казино. Специалисты воссоздают дух гангстерской Америки.

Царит сухой закон (виски наливают из-под полы, то и дело раздаются выстрелы), гостям предлагают сигары, а таинственные люди в черном все время снуют в толпе, что-то замышляя.

Вариант куда более легкомысленный — тема старых мультфильмов. Сотрудники могут вдруг оказаться, например, в Простоквашино, где толстый кот, поразительно похожий на Бегемота режиссера Владимира Бортко, будет наливать в оловянные кружки что-то вкусное — не простоквашу, конечно. Интересный вариант получился от смеси «Бременских музыкантов» и Александра Дюма: герои известной сказки 20 лет спустя предстанут перед гостями в неожиданных обстоятельствах. Они переехали в Москву и вовсю занимаются шоу-бизнесом: будут веселые пародии на звезд российской эстрады и интересные розыгрыши.

Отдельная тема в наступающем году — поросячья. Свиньи царят всюду: они будут танцевать, участвовать в дефиле и фотографироваться со всеми желающими.

Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 — 10 декабря, 2006 — Отдых
Инга Коростылева