Дежурный по сокровищнице

Бухгалтер царя, казенный человек, хранитель сокровищницы, персонаж из сказки, оперирующий золотыми монетами, мешками денег, несгораемыми сейфами, – такие образы навевает слово «казначей» на людей, напрямую не связанных с финансами. «Все это не удивительно, – делится своим опытом консультант Antal International Наталья Куркчи. – Мы все так широко образованы, что ничего не знаем об узких специалистах. У меня три образования в банковской и финансовой областях, а о смысле профессии «казначей» я задумалась впервые четыре года назад, когда пришла в Antal. Генеральный директор сказал, что надо найти казначея, и добавил: «Ну, ты же знаешь, чем они занимаются?» Я ответила, что, конечно, знаю, и провела остаток дня, стараясь выискать хоть какую-нибудь информацию о функциях этих специалистов, потому как не имела об этом ни малейшего понятия».

Слезая с сундука. Древняя обязанность казначея – оберегать казну – со временем обросла разными обстоятельствами, но осталась основной. «Ликвидность компании – моя первоочередная задача, – рассказывает казначей АФК «Система» Игорь Бусаров. – Прежде всего – не потерять деньги, потом по возможности – приумножить. Отсюда две основные функции, возложенные на казначейство, – надежное размещение денег и управление различными рисками, валютными, процентными». Современные казначеи почти не касаются наличных денег и на сейфах не сидят. «Это раньше были сокровищницы, и представители нашей профессии за ними наблюдали, – рассказывает генеральный директор компании «Конвертер» Сергей Астапенко, четыре года проработавший казначеем. – Сейчас ничего сверхъестественного нет, прежде всего это кропотливая работа с документами». Хотя английское слово treasury (казначейство) в одном из вариантов перевода все еще имеет «драгоценный» оттенок. «Однажды мы написали должностную инструкцию на английском языке и передали в агентство переводов, – рассказывает начальник отдела «Финансирование – банковские операции» «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Наталия Лукьяненко. – По версии переводчика наш отдел назывался «Департамент управления заемными средствами, инвестициями, финансовыми рисками, страхованием, валютными инструментами и драгоценными металлами». Все это действительно наша работа, за исключением драгметаллов».

Стандартный функционал казначея в компании складывается из анализа, регулирования и контроля движения денежных средств, выстраивания партнерских отношений с банками (как привлечение, так и размещение денежных средств), финансового обслуживания экспортно-импортных сделок (в случае их наличия), операций с ценными бумагами.

«И в банках, и в компаниях принципиальных различий в обязанностях, возложенных на казначеев, нет, – утверждает региональный директор «Kelly Финансовые ресурсы» Наталья Курантова. – Но в каждом конкретном случае могут быть несколько смещены акценты в зависимости от специфики бизнеса компании или банка». Обязанности казначея напрямую зависят от крупности структуры: чем больше компания, тем уже специализация. «Для банков, крупного бизнеса, тем более «публичного», все функции востребованы в полном объеме и выделены в отдельные структуры – казначейства, – комментирует директор компании по поиску высших управленческих кадров Green street Юна Скобликова. – В среднем бизнесе обязанности казначея выполняет финансовый директор, прежде всего он обеспечивает ликвидность предприятия. В маленьких компаниях решения, которые можно назвать казначейскими, принимаются первым лицом, а исполняются бухгалтерией».

Золотой человек. «Хороший казначей должен уметь реагировать на сложные ситуации, сравнивать и соотносить информацию из разных источников, быть стрессоустойчивым, не поддаваться массовой панике», – отмечает консультант банковского направления рекрутинговой компании Marksman Анна Романова. Кроме того, считается, что человек, занимающий эту должность, серьезен, несговорчив, у него есть привычка перепроверять все по десять раз. Но в то же время представитель одной из самых консервативных профессий должен быть гибок. Каждый день в его хорошо спланированный график может ворваться неожиданная сделка. «Один из наших кандидатов, устраиваясь на позицию директора казначейства в крупнейшую российскую FMCG-компанию, сравнил свою работу с работой врача, – говорит консультант отдела FMCG 3R Recruitment Company Евгения Гоголева. – Очевидно, что врач не имеет права на панику, как бы ни складывалась ситуация». Мысль развивает Игорь Бусаров из «Системы»: «Когда быстро нужны деньги для финансирования незапланированного проекта, а их нет, казначей не может бегать и кричать: «Все пропало». Он должен включить новые схемы, задействовать все связи и найти необходимые средства». Другими словами, у хорошего казначея всегда есть план «B». По словам Сергея Астапенко, как у чекиста, у него должны быть горячее сердце, холодная голова и чистые руки. К деньгам компании казначей относится с любовью и уважением, как к собственным. «Если возникает трудная рабочая ситуация, и не знаешь, как поступить, нужно подумать о том, стал бы ты оформлять кучу документов, делать множество разных операций ради экономии собственных $200? Естественно, стал бы, – делится профессиональным опытом Наталия Лукьяненко из «Филип Морриса». – И все становится на места». Основные инструменты казначея – голова и деньги. В оперативной памяти хранителя казны должны быть знания в области предпринимательского, акционерного, банковского, налогового, гражданского права. Вовремя и к месту он должен уметь цитировать валютное законодательство. «Кроме всех этих знаний, должен обладать продвинутыми коммуникативными способностями, – считает автор консультаций информационного банка «Финансист» системы «Консультант Плюс» и казначей со стажем Вячеслав Быков. – Ведь его работа предполагает активное общение с финансовыми институтами, от умения договариваться зависит эффективность бизнеса».

Драйв и стресс. Там, где кончается казначейский стресс, начинается казначейский драйв. Казначеи рассказывают, что когда мобилизуешь все силы для того, чтобы провести сложный платеж, и это удается сделать вовремя, чувствуешь азарт. «Приятно делать правильные прогнозы, например угадывать взлеты и падения финансовых рынков, – добавляет Игорь Бусаров, – можно и свою консервативность удовлетворить, и получить положительный денежный эффект». Распространен среди казначеев творческий подход к размещению средств. «Банки предлагают разные условия, разные ставки, всегда можно найти наиболее выгодные, если поискать, – утверждает Сергей Астапенко. – И потом, всегда чувствуешь гордость от принадлежности к элите. Все-таки все профессии, связанные с деньгами, относятся к ней». Привычка управлять денежными потоками огромных компаний накладывает отпечаток на мировоззрение. «Мы привыкли шутить, что миллиардами ворочаем, а ведь это действительно так, – рассказывает Наталия Лукьяненко. – Через какое-то время после начала работы в казначействе становится сложно оценивать, дорого или дешево что-то из увиденного в магазине. Приходится возвращать себя на землю».

Но самыми большими деньгами в России ворочает не корпоративный, а государственный казначей – руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Доходы российского бюджета в 2007 году должны превысить 7 трлн рублей.

КАДРЫ: Дорастем до миллиона

По данным Antal International, на одного достойного представителя профессии приходится пять-десять конкурирующих вакансий.

Причина понятна и кроется в специфике российского бизнеса: количество открывающихся компаний, банков несравнимо больше количества новых квалифицированных кандидатов на рынке, и соискатели просто не успевают появляться с такой скоростью. Marksman отмечает, что в структурах нефтяного, телекоммуникационного, инвестиционного бизнеса зарплаты, в принципе, выше, чем в других отраслях. Естественно, это обстоятельство справедливо и для позиций в казначействе. Например, годовой доход руководителя казначейства в статусе зампреда одного из десяти крупнейших отечественных банков может составлять семизначную цифру в долларовом эквиваленте. Директор этого ведомства в крупной западной компании в основном будет ориентирован на решение задач в области корпоративных финансов и иметь зарплату порядка $7–10 тыс. в месяц, рассказывают в Kelly Services. По статистике Green street и 3R Recruitment, казначеям среднего звена работодатели готовы платить $2,5–4 тыс. в месяц. Уровень компенсации сотрудников начальных, ассистентских позиций, а также специалистов по отдельным участкам работы равен $1,5–3 тыс.

ПОРТРЕТ: Идеальный мужчина

От казначея требуется в 90% случаев быть мужчиной. С аналитическим складом ума и примерно 30–40 лет от роду.

Ответственным и самоорганизованым. Желательно – выпускником ведущих вузов страны, лучше – физмата или мехмата. Обладать вторым высшим образованием в области финансового менеджмента. Иметь опыт работы в банке. Знать технологии финансовых операций, банковских услуг, правил работы с различными финансовыми и нормативными документами. Уметь разрабатывать различные нормативно-методологические документы: регламенты, положения, методики. Хорошо излагать мысли в письменном виде, описывать системы и процессы. Свободно пользоваться компьютерным обеспечением, владеть корпоративными информационными системами (SAP, Oracle, «1С»). Сносно говорить по-английски. Четко и системно управлять процессами и людьми. Ну и, конечно же, иметь профессиональный опыт от трех лет.

Журнал «Финанс.» №26 (212) 09 июля — 15 июля 2007 — Карьера
Татьяна Юкиш

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.